«Нужны ли наказания?»

imgpreview

Подготовила воспитатель средней группы «Колобок»: Солопенко Алина Александровна

Наказание – это своего рода палка с двух концов. Оно больно бьёт и по родителям, и по детям. Надо ли наказывать малыша? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим несколько причин непослушания.

Зарубежный психолог Р. Дрейкурс выделил 4 цели неправильного поведения или непослушания:
— получение большего или дополнительного внимания: ребенок полагает, что «если я добьюсь внимания,меня будут ценить»,ребенок успокаивается и верит, что он значим, когда он в центре внимания;
— добиться власти, желающие чем-то выделится и разочаровавшиеся, могут обратиться к следующей цели («все обязаны делать, то, что я хочу»), дети могут пользоваться не только силой, но и слабостью (болезни, страх);
 – стремление отомстить, ребенку кажется, что ему 
нанесли вред другие люди или обстоятельства, единственный способ добиться ощущения своей значимости – отомстить за себя; ребенок может ломать вещи, вредить людям; чувство взрослого – его обидели, задели, некоторое желание мстить;
— неадекватность – полный уход от самостоятельного решения проблемы, если все предыдущие цели оказались безуспешными. Убеждение ребенка – оставьте меня в покое. Чувство взрослого – бессилие.

Процесс воспитания не может обойтись без наказания. Наказывая ребенка, вы учите отвечать его за последствия своих поступков,но к сожалению, родители не всегда себя сдерживают, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.

Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние, и желание исправится, а совсем другие чувства:
— возмущение и обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого обращения»;
— месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь»;
— протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»;
— изворотливость, трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»;
— снижение самооценки «Я плохой».

Наказания могут не понадобиться, если соблюдать следующие правила:
1. Действуйте согласно законам развития ребенка. Например, позволяйте ему много двигаться, не тормозите его любознательность.
2. Попробуйте отвлечь, переключить внимание капризули.
3. Позволяйте попробовать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо»
4. Свод запретов не должен превышать 7 пунктов. Все они обоснованы и не отменяемы.
5. Растолковывайте правила доступным языком, не надо читать длинные нотации.
6. Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Не надо говорить: «Не лезь в лужу», а скажите: «Молодец, обошел лужу и ноги сухие».
7. Создайте необходимую среду для роста и развития.
8. Не навязывайтесь и помогайте тогда, когда ребенок об этом просит.
9. Соблюдайте разумную альтернативу.
10. Нельзя говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете говорить «плохие» слова, а сами их употребляете.
11. Нельзя откладывать наказание.
12. Нельзя проявлять непостоянство: то запрещать что-то, то разрешать это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестанет понимать, что можно, а что нельзя.
13. Нельзя запугивать тем, что вы никогда не выполните («Никогда больше не куплю тебе игрушку»).

Если ваш малыш провинился, можно наказывать лишением привилегий.Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное обязательно осуществляйте последовательность: то, что запрещено – запрещено навсегда, и наказание за это последует в любом случае.

Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом, может сформироваться отрицательное к нему отношение.
Физические методы тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете. Когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так.

Никогда не запугивайте ребенка: «Я не буду тебя любить», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова.

Кроме того, чтобы общение с вашим ребенком было приятнее и эффективнее, прислушайтесь к следующим советам:
— поощряйте любознательность ребенка; если вы пытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне;
— когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь; не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит;
— не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте слишком много правил для ребенка: он перестанет обращать на вас внимание.

Желаем вам приятного общения!