Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье»

img0 (1)

Подготовила воспитатель Сидоренко Ю.В.

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается  в постепенном образовании

в ребенке ясного понимания вещей

окружающего мира. Затем результатом

понимания должно стать возведение добрых

инстинктов детской натуры в сознательное

стремление к идеалам добра и правды и,

наконец, постепенное образование твердой и

свободной воли.

Н. И. Пирогов

Родился ребенок. Для многих семей это всегда самое счастливое событие. Родители и близкие окружают малыша любовью и заботой, желая дать ему самое лучшее – питание, одежду, развлечения, образование. В современном обществе появилась модная тенденция воспитания свободного развития личности. Ребёнок растет в атмосфере вседозволенности, а родители верят в то, что со временем он сам достигнет понимания, что хорошо, а что плохо. И вот появляется в семье «маленький бог», для которого не существует слова «нельзя». Так случается, когда родители забывают, что воспитание – это не только развитие талантов и способностей ребёнка. Зачастую  бывает время  упущено, и общество получает человека, не способного жить в социуме. А тот, в свою очередь, пытаясь найти выход из ситуации, начинает употреблять алкоголь, наркотики, совершает противоправные действия.  Можно сколько угодно сетовать на смещение ценностей, на падение нравственности, духовный нигилизм в современном обществе, но основы морально-нравственного воспитания закладываются в семье. Для маленького ребёнка родители являются главным авторитетом и объектом для подражания. Он перенимает их отношение к жизни, к людям, копирует стиль поведения к окружающим людям.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания.В семье, где царит атмосфера любви и добра, взаимоуважения, взаимопонимания, правдивости, доверия, – гораздо проще взращиваются семена нравственности. Напротив, если ребёнок видит, что родители лгут друг другу, или не чисты на руку, бесполезно внушать ему, что так поступать нельзя.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети любят играть, поэтому, используйте разные игровые ситуации, чтобы показать на игровых примерах, как поступать правильно, а как делать нельзя. Приучайте ребёнка с раннего возраста к труду. Даже у малыша должны быть свои домашние обязанности. Безделье, праздность и скука зачастую толкают на поиски приключений, не всегда безобидных.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.