Консультация для родителей «Роль дидактической игры в жизни дошкольник»

CF6D339A-3FEB-4D16-8CC0-223E0D323A4E

Подготовила: Новрузова.А.Л.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным, ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Именно в игре дети усваивают необходимые им знания. Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры, могут всегда реализовать поставленную цель, если они:

  • Будут подобраны в соответствии с возрастом и возможностями ребенка;
  • Будут подобраны с учетом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия;
  • Будут служить дисциплинарным средством (воспитывать выдержку, терпение ребенка)

Интерес к игре облегчает преодоление трудностей к усвоению знаний, повышает темп работы, улучшает ее качество. Дидактическая игра, повышает активность, инициативность инертных, вялых детей и дисциплинирует самых трудных и неспокойных. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного учебного материала. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам. 

Примеры дидактических игр: 1) Игры – предположения («Что было бы, если…») В данной игре перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. 2) Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. 

3) «Найди отличия» Ребёнку предлагают карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия 4) «Дорисуй» Взрослый даёт ребёнку изображения каких-либо силуэтов. Предлагает подумать, что бы это могло быть и дорисовать их. 5) «Найди картинки на заданные звуки» Распределение картинок – справа положить картинки на звук [с], слева на звук [м], посередине на звук [к]. 6) «Посчитай и положи» Ребёнок считает сколько лошадок и выкладывает столько кружков, считает сколько птиц и выкладывает столько треугольников и т.д.

7) «Пара к паре»

Предложите ребёнку догадаться, почему слова стоят в паре и найдите такую же пару одинокому слову. Туча – дождь, стручок — … (грядка, урожай, горошина).

Пара — стручок – горошина, потому что дождик падает из тучи, а горошина из стручка.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

  • Активизирует познавательные процессы;
  • Воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
  • Развивает способности;
  • Вводит детей в жизненные ситуации;
  • Учит их действовать по правилам;
  • Развивает любознательность;
  • Закрепляет ранее полученные знания, умения.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. 

Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять. 

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Такие игры как «Назови одним словом», «Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные — эгоизм, упрямство, хвастливость. Большинство родителей не считают игру определяющим фактором для развития личности. На первом плане, по их мнению, должно стоять обучение ребенка.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Поэтому играйте с детьми, создавайте им условия для самостоятельной игры, заполняйте свободное детское время полезными, развивающими играми.